Рафаэль - Raffaello Sanzio da Urbino (1483-1520)

 

Рафаэль — Raffaello Sanzio da Urbino (1483-1520)



«Автопортрет»
1506
Масло по дереву, 45 x 33 см.
Галерея Уффици. Флоренция

">



«Сикстинская Мадонна»
1513-1514
холст, масло, 270 x 201 см
Картинная галерея. Дрезден
Все картины Рафаэля – яркое отражение его тонкой натуры. С ранних лет он был наделен закаленным трудолюбием и стремлением к духовной и чистой красоте. Поэтому в своих работах неустанно передавал чарующие формы высоких замыслов. Возможно, поэтому под кистью мастера родилось такое огромное количество произведений, которые передают совершенство окружающего мира и его идеалы. Наверное, никто из художников эпохи Возрождения так мастерски и глубоко не оживлял сюжеты своих картин. Вспомнить хотя бы настоящий шедевр искусства того времени «Сикстинскую мадонну». Незыблемо и желанно перед зрителем возникает образ неповторимого, чудесного видения. Оно будто спускается с синеватой глубины небес и окутывает окружающих своим величественным и благородным золотистым сиянием. Мария спускается торжественно и смело, держа на руках своего младенца. Такие картины Рафаэля – яркое отражение его возвышенных чувств и чистых искренних эмоций. Монументальные формы, четкие силуэты, уравновешенная композиция – в этом весь автор, его стремления к высоким идеалам и совершенству.

«Три грации»
1504-1505
Дерево, масло 17 x 17 см
Шантийи. Музей Конде

На своих полотнах мастер заново влюблялся в женскую красоту, изящное величие и нежное очарование героинь. Не зря он, как минимум, два своих произведения «Три грации» и «Амур и грации» посвятил прекрасным богиням римской мифологии – древнегреческим харитам. Их мягкие формы и насыщенные линии воплотили самое радостное, доброе и светлое начало всей жизни. Рафаэль неустанно черпал от них вдохновение. Целенаправленно он изображал богинь обнаженными, чтобы приблизить каждого зрителя к девственной и нежной природе высокого искусства. Возможно, поэтому в остальных работах художника ярко отображена божественная сила, чувственная красота, неразрывно связанная с идеалами окружающего мира.


«Св. Себастьян»
1501-1502
Дерево, масло 43 x 34 см
Бергамо. Галерея Академии Каррара


«Женский портрет (Дама под покрывалом)»
1516
Дерево, масло 85 x 64 см
Флоренция. Палаццо Питти

Долгое время личность красавицы под покрывалом, изображенной на картине, известный под названием «Донна Велата» (Флоренция, галерея Питти), была окутана тайной. Вполне вероятно, что это портрет «женщины, которую он очень любил до самой смерти, и с которой он написал портрет настолько прекрасный, что она была на нем вся как живая» (Вазари).
Та же женщина позировала Рафаэлю и для так называемой «Булочницы», или «Форнарины» (1515, Рим, дворец Барберини). На обоих портретах одна и та же заколка с жемчужиной прикрепляет к волосам головной убор.
Индивидуальность проступает в камерной атмосфере обоих картин. Возможно, они являются портретами Маргериты Лути, дочери пекаря из Сиены, возлюбленной Санцио, часто ему позировавшей.
Пердполагают, что Рафаэль встретил Форнарину в 1514 году, когда работал в Риме по заказу банкира Агостино Чиги над оформлением главной галереи его виллы Фарнезина. Рафаэль написал для Чиги знаменитые фрески «Три грации» и «Галатея».
Для фрески «Амур и Психея» Рафаэль стал искать модель и наконец на берегу Тибра увидел 17-летнюю дочь пекаря Маргариту Лути. Рафаэль прозвал ее Форнарина (forno — печь).
Художник предложил девушке поработать в качестве модели и пригласил ее к себе в студию. Так начался их роман, он продолжался шесть лет, до самой смерти мастера. Как говорят, Рафаэль выкупил дочь у отца за 3 тыс. золотых и снял для нее виллу. Считается, что именно она многие годы была музой художника и даже стала моделью для многих прекрасных мадонн мастера, в том числе и знаменитой «Сикстинской Мадонны»".
После безвременной кончины великого художника Форнарина, как гласят документы, ушла в монастырь в 1520 году. По другой версии, она была насильно пострижена в монахини.


«Святое семейство»
1518
Холст, масло, 207 x 140 см.
Лувр. Париж


«Видение пророка Иезекииля»
1518
Дерево, масло 40 x 30 см
Флоренция. Палаццо Питти


«Двойной портрет»
1518
Холст, масло, 90 x 83 см.
Лувр. Париж


«Мадонна Сеггиола»
1513-1514
Дерево, масло Диаметр 71 см
Флоренция. Палаццо Питти


«Мадонна»
1512-14
Холст, масло, 215 x 158 см.
Музей Прадо. Мадрид


«Св. Екатерина Александрийская»
1508
Дерево, масло 71 x 53 см
Лондон. Национальная галерея


«Прекрасная садовница»
Мария с младенцем и Иоанном Крестителем
1507
Дерево, масло 122 x 80 см
Париж. Лувр


«Портрет молодой женщины с единорогом»
1505-1506
Холст, масло 65 x 51 см
Рим. Галерея Боргезе


«Святое семейство со св. Елизаветой и Иоанном Крестителем»
«Святое семейство» Каниджани.
1507
Дерево, масло 131 x 107 см
Мюнхен. Старая пинакотека


«Мадонна со святым Иосифом»
1506
Темпера, холст, 74 x 57 см.
Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург


«Святое Семейство под дубом»
1518г
масло на дереве 144 x 110 cм
Музей Прадо, Мадрид


«Портрет Иоанны Арагонской»
1518
Холст, масло 120 x 95 см
Париж. Лувр


«Коронация Девы»
1502-03
Холст, масло, 267 x 163 см.
Пинакотека. Ватикан


«Малая Мадонна Каупера»
1504-1505
Дерево, масло 58 x 43 см
Вашингтон. Национальная картинная галерея


«Битва св. Георгия с драконом»
1505
Дерево, масло 31 x 27 см
Париж. Лувр


«Благословение Христово»
1505-06
Масло по дереву, 32 x 25 см.
Пинакотека Тозио Мартиненго. Брешиа


«Снятие с креста»
1507
Дерево, масло 184 x 176 см
Рим. Галерея Боргезе


«Святая Сесилия»
1514
Холст, масло, 220 x 136 см.
Национальная пинакотека, Болонья


«Несение кpecтa»
1516-17
масло на дереве 318x229 cм,
Музей Прадо, Мадрид
Картину «Несение кpecтa» Испанский король Филипп IV считал жемчужиной своей коллекции. Работа выполнялась для неаполитанского монастыря, и когда в 1661 году ее удалось отправить Филиппу IV, тот обещал выплачивать монастырю за нее 4000 дукатов ежегодно. Это одно из самых новаторских произведений великого мастера.
Рафаэль полностью отходит от классической композиции.
Изображение в картине построено на контрастах, пропорции фигур нарушены. Вся она смотрится как некое театральное действо. Цветовое решение при общей колористической целостности содержит внутренние диссонансы. Выражения лиц, жесты полны сдерживаемой экзальтации.
Напряженность умело подчеркивается алыми красками и их отсветами по всей картине.
В этой работе можно увидеть, как Рафаэль начал отходить от классического понимания пространства картины и стал пробовать приемы, присущие маньеризму. Бесспорно, это одна из самых интересных произведений великого мастера.


«Мадонна Фолиньо»
1511-12
Холст, масло, 320 x 194 см.
Пинакотека. Ватикан


Рафаэль Санти. «Обручение Девы Марии»
1504 г. Дерево, масло. 170 х 117 см Пинакотека Брера, Милан.

На переднем плане изображена группа участников свадебной церемонии: в центре, на одной оси с Храмом, — священник, держащий за руки Марию и Иосифа, который протягивает ей обручальное кольцо. В левой руке Иосифа — расцветший посох, что, по преданию, и явилось знаком его избранности, посланным свыше.
На картине отображено чудесное явление: расцветший белыми миндальными цветочками посох Иосифа.
Рафаэль использует свидетельство святого Иеронима, который в свою очередь основывался на библейской истории о расцветшем миндалевым деревом жезле Аарона. Из близости слов virga — «палочка» и virgo — «девственница» в средние века за миндалем закрепилось значение девственной чистоты, а само дерево стало одним из атрибутов Богоматери.
А рядом с Иосифом один из отвергнутых женихов в гневе ломает свой посох.

Стоящие позади Иосифа держат тоже держат в руках посохи: согласно апокрифу, когда Мария, выросшая в иерусалимском храме, вошла в возраст замужества, первосвященник созвал вдовцов и дал каждому из них по посоху, и тот, кому явилось бы знамение, обручился бы с Ней, невинной и впредь.

Существенный символический аспект получает в картине мотив сквозного прохода через храм, через который виднеются расстилающиеся за площадью нетронутые природные ландшафты. С одной стороны, свет, проходящий сквозь тело храма — символ Божьего благословения брака Марии и Иосифа, с другой — храм получается расположенным на самой границе между миром человеческим (обозначенным заполненной людьми площадью) и миром нетронутой природы, и само соединение этих двух планов символически связывает историю и природу, человека и Вселенную.


«Портрет Биндо Алтовити»
1512-15
Масло по дереву, 60 x 44 см.
Национальная галерея искусств. Вашингтон


«Портрет молодой женщины»
(Форнарина или Маргерита Лути, возлюбленная Рафаэля)
1518-1519
Дерево, масло 85 x 60 см
Рим. Национальная галерея античного искусства
Написана совместно с мастерской Рафаэля


«Преображение Христово»
1519-1520
Дерево, масло 405 x 278 см
Рим. Ватиканская пинакотека
Первоначально — алтарный образ кафедрального собора в Нарбонне, заказчик — кардинал Джулио Медичи, епископ Нарбоннский; картина выполнена совместно с мастерской Рафаэля

Преображeние Госпoдне (греч. Μεταμόρφωσις του Κυρίου και Θεού και Σωτήρος ημών Ιησού Χριστού — Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа) — описанное в Евангелиях таинственное преображение, явление Божественного величия и славы Иисуса Христа перед тремя ближайшими учениками во время молитвы на горе; праздник христианской церкви (Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в русской народной традиции называется также Яблочный Спас или Второй Спас).



«Мадонна с Младенцем и святыми»
1502
Масло по дереву, 34 x 29 см.
Национальный музей. Берлин

Сын живописца Джованни Санти прошёл первоначальную художественную выучку в Урбино у своего отца Джованни Санти, но уже в юном возрасте оказался в мастерской выдающегося художника Пьетро Перуджино. Именно художественный язык и образность картин Перуджино с их тяготением к симметричной уравновешенной композиции, ясностью пространственного решения и мягкостью в решении колорита и освещения оказали первостепенное влияние на манеру молодого Рафаэля.
Во Флоренции, соприкоснувшись с творениями Микеланджело и Леонардо, Рафаэль учился у них анатомически правильному изображению человеческого тела.
В 25 лет художник попадает в Рим, и с этого момента начинается период наивысшего расцвета его творчества: он выполняет монументальные росписи в Ватиканском дворце (1509—1511), среди которых безусловный шедевр мастера — фреска «Афинская школа», пишет алтарные композиции и станковые картины, отличающиеся гармоничностью замысла и исполнения, работает как архитектор (некоторое время Рафаэль даже руководит строительством собора св. Петра).

«Мадонна Грандука»
1504
Дерево, масло 84 x 55 см
Флоренция. Палаццо Питти


«Путешествие Галатеи»
1511
Фреска, 295 x 225 см.
Вилла Фарнезина. Рим

Картины и росписи Рафаэля были признаны современниками, и вскоре Санти стал центральной фигурой художественной жизни Рима. Породниться с художником хотели многие знатные люди Италии, в том числе близкий друг Рафаэля кардинал Биббиена. Однако свадьба Рафаэля и Марии Доваци, одной из племянниц кардинала, так и не состоялась. По одной из версий, девушка умерла, так и не дождавшись выполнения Рафаэлем обещания жениться, по другой версии, художник уже был тайно женат на куртизанке Форнарине.
Художник умер в возрасте тридцати семи лет от сердечной недостаточности. Незаконченные росписи виллы Фарнезины, Ватиканские лоджии и другие работы были завершены учениками Рафаэля в соответствии с его эскизами и рисунками.
http://gallerix.ru/
http://www.artita.ru/artist-raffaello

 


Серия сообщений "Галерея шедевров":

Часть 1 — Шедевры мировой живописи.Аукционное.
Часть 2 — Шедевры мировой живописи.Аукционное ч.2
...
Часть 11 — ПРОГУЛКА ПО ЛУВРУ (ЧАСТЬ 5)
Часть 12 — ПРОГУЛКА ПО ЛУВРУ (ЧАСТЬ 6)
Часть 13 — Рафаэль — Raffaello Sanzio da Urbino (1483-1520)


Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Обсудить у себя 0
Комментарии (0)
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.