НАТЮРМОРТЫ

К.ван Дейк. Натюрморт. 1613

 

Натюрморт (франц. nature morte, буквально — мёртвая природа; англ. still life — неподвижная жизнь) — жанр изобразительного искусства, посвященный изображению вещей, организованных в группу.


Андрияки. Натюрморт с физалисом. 1991


Кроме неодушевлённых предметов, в натюрморте также изображают объекты живой природы, изолированные от своих естественных связей и тем самым обращенные в вещь, — рыбу на столе, цветы в букете и т.п.



Дж. Гарцони. Натюрморт с лимоном. 1640


Изображение живых, движущихся существ — насекомых, птиц, зверей, даже людей — может иногда входить в натюрморт, но лишь дополняя его основной мотив.


А. Гийамин. Натюрморт. 1872

 

По сравнению с другими жанрами в натюрморте вырастает значительность малых предметов, выделенных из контекста быта, уделяется повышенное внимание к структуре и деталям объектов, фактуре поверхности.



А. Сислей. Яблоки и виноград. 1876

 

Б. Щербаков. Воспоминание о старых голландцах. 1938

 

Виллем Кальф (1619–1693)

Натюрморт окончательно оформляется в качестве самостоятельного жанра живописи в творчестве голландскихи фламандских художников XVII в. Предметы в натюрмортной живописи этого периода часто содержат скрытую аллегорию— либо быстротечности всего земного и неизбежности смерти (Ванитас), либо — в более широком смысле Страстей Христовыхи Воскресения. Это значение передаётся посредством использования предметов — в большинстве случаев знакомых и встречающихся в каждодневной жизни, которые наделяются дополнительным символическим значением.

 

Франсиско де Сурбаран. Натюрморт с лимонами, апельсинами и розой. 1633.

 

Нидерландский натюрморт представлял собой уникальное культурное явление XVII века, оказавшее влияние на дальнейшее развитие всей европейской живописи. «Малые голландцы» отразили в своих работах мир предметов, живущих своей тихой, застывшей жизнью. Термин «застывшая жизнь» (голл. stilleven, нем. stilleben, англ. still-life) стал употребляться для обозначения жанра в середине XVII века, поначалу в Нидерландах. До этого художники называли подобные картины, описывая сюжет: «Маленький завтрак», «Букет цветов», «Охотничий трофей», «Суета сует». Основной перевод указанного термина, встречающийся в литературе — «тихая, неподвижная жизнь».

Adam Bernaert,

Существовало несколько важных факторов, повлиявших на столь бурное развитие натюрмортной живописи. Во-первых, удивительный для небольшой страны уровень достижений в общественных науках, математике, физике и естествознании. Так, великолепные нидерландские географические карты и атласы славились во всей Европе, открытия учёного-зоолога Левенгукаполучили всемирную известность, нидерландские мореплаватели привозили из путешествий в экзотические страны разнообразные редкости, растения, посуду, интересные технологии изготовления вещей. Словно на витрине, расставлены перед зрителем кухонная утварь, цветы, фрукты, предметы быта — возможно, чтобы рассказать о благосостоянии родины, ведь эстетика натюрмортов была приятна и иностранцам, приобретавшим картины для украшения своего дома.

 

Д.де Нотер. Натюрморт с фруктами и овощами на столе

 

 

Анри Фантен-Латур (1836–1904)

 

Начиная с 40-х годов XVII века, натюрморт в нидерландской живописи получил широкое распространение как самостоятельный жанр. Одним из самых первых выделился цветочный натюрморт в произведениях таких художников, как Амброзиус Босхарт Старшийи Бальтасар ван дер Аст, и далее продолжал своё развитие в роскошных натюрмортах Яна Давидса де Хемаи его последователей уже во второй половине XVII столетия. Причины популярности цветочного натюрморта можно найти в особенностях быта нидерландского общества — традиции иметь сады, загородные виллы или комнатные растения — а также благоприятных природных условиях для развития цветоводства.

 

Т. Хилл. Натюрморт с розами и бокалом вина. 1855

 

Ф. Гойя. Натюрморт с фруктами, бутылками и хлебом

Ф. Дювенек. Натюрморт с арбузом. 1878

 

Э. Муратон. Натюрморт с персиками

 

Ян Давидс де Хем

 

Зародившийся в университетском Лейдене жанр «учёного» натюрморта, получает название «суета сует» или «memento mori» и является наиболее интеллектуальным видом натюрморта, требующим от зрителя знания Библии и традиций религиозной символики. (характерны картины Питера Стенвейка и Давида Байли)

 

Питер Клас ( Pieter Claesz )

 

Heda, Willem Claesz.

 

 

 

 

 

Самюэл ван Хогстратен. Обманка, середина XVII века

 

Часто в натюрмортах этого направления присутствуют иллюзионистские приемы, создающие искусный обман зрения. В свою очередь увлечение иллюзионистской передачей натуры привело к возникновению особого вида натюрморта — так называемых «обманок» (trompe l’œil). Такие натюрморты были особенно распространены в середине XVII века и снискали невероятную популярность в стране и за её пределами.

Это могло быть рабочее место художника, доска с записками, письмами, набором канцелярским принадлежностей и всяких нужных мелочей, предметы охоты, туалетные принадлежности. В этих натюрмортах отражен абсолютно реальный предметный мир голландского бюргерства: вещи в своих подлинных размерах и объеме, различной фактуры и цвета.

 

Корнелиус Гийсбрехтс, натюрморт, вторая половина XVII века

 

Richard LaBarre Goodwin

 

Г. Коржев. Самовар в белом ящике. 1986 г.

 

В наши дни подобный вид натюрморта не утратил свою привлекательность и актуальность. Он является утончённым и изысканным дополнением интерьера, сочетая в себе строгость графики и лёгкость, и живописность акварели.

 

Н. Смирнов. Памяти Александра Блока. 1978 г.

 

«Не знаю, можно ли назвать «обманкой» натюрморты современных художников. Конечно, по композиции очень похоже – стена, стол, шторка, старые вещи. Такая же реалистичность в исполнении. Но здесь важны не вещи, а образы. Образ Блока, образ далекого XIX века, ушедшего в прошлое со своими романсами, балами, фотографиями. Здесь представлен не подлинный уголок среднего горожанина, а театр вещей-символов, мечта, греза.
А если задуматься, что реальнее – материальный мир предметов или воспоминание? Вопрос философский…». Источник

 

Н. Смирнов. Бабушкины романсы. 1982 г.

 

Таи́сия Кири́лловна Афо́нина (1913–1994)

Натюрморт как самостоятельный жанр живописи появился в России в начале XVIII века. Представление о нем первоначально было связано с изображением даров земли и моря, разнообразного мира вещей, окружающих человека. Вплоть до конца 19 века натюрморт, в отличии от портрета и исторической картины, рассматривался в качестве «низшего» жанра. Он существовал главным образом как учебная постановка и допускался лишь в ограниченном понимании как живопись цветов и фруктов.

Начало ХХ века ознаменовалось расцветом русской натюрмортной живописи, впервые обретшей равноправие среди прочих жанров. Стремление художников расширить возможности изобразительного языка сопровождалось активными поисками в области цвета, формы, композиции. Все это особенно ярко проявилось в натюрморте. Обогащенный новыми темами, образами и художественными приемами, русский натюрморт развивался необычайно стремительно: за полтора десятка лет он проходит путь от импрессионизма до абстрактного формотворчества.

В 30-40-е годы ХХ столетия это развитие приостановилось, но уже с середины 50-х годов натюрморт переживает в советской живописи новый подъем и с этого времени окончательно и твердо встает вровень с другими жанрами.

 

Ю.Клевер. Натюрморт с сиренью и клубникой. 1912

 

Д. Налбандян. Утро

 

С.Андрияки. Осенние ягоды. 2001

 

 

Источники: 1, 2, 3, 4, 5

   Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Обсудить у себя 0
Комментарии (0)
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.