1.Мария Шолохова, жена писателя, хранившая величие мужа. 2.Перепитии с романом.

1.Мария Шолохова, жена писателя, хранившая величие мужа. 2.Перепитии с романом.

Мария и Михаил Шолоховы

«Тихий Дон» и авторство Михаила Шолохова. Эта тема не дает покоя многим исследователям уже почти 100 лет. Сам ли Михаил Шолохов написал роман? Он ли автор произведения? Откуда такая мудрость в 23 летнем пареньке?

На долю «Тихого Дона» выпало рекордное количество разбирательств об авторстве, и до сих пор споры об этом не утихают. И лишь один человек, кроме Михаила Шолохова, знал все секреты создания романа. Человек, который стал тенью писателя, и это не фигура речи. Мария Громославская (Шолохова), жена и большая удача писателя Михаила Шолохова.

Михаил и Мария. Знакомство


Познакомился Михаил Шолохов со своей будущей женой, когда оба еще были подростками. Жили в одной станице, семьи их общались. Михаил был младше Марии на 3 года, а в таком возрасте сами знаете, даже год разницы уже малышней парня считаешь. Мария в сторону нескладного улыбчивого Михаила даже не смотрела. Зато смотрела ее младшая сестра Лидия. Дружила, доверяла. Михаил называл Лиду своей невестой. Но постепенно перерос чувства к ней.

Михаил Шолохов с родителями.

Многие говорят, что тесть Шолохова заставил его отказаться от Лиды в пользу Марии. Мол, надо вначале старшую дочь замуж выдать. А я думаю, Шолохов был давно в Марию влюблен, и с Лидой дружил, чтобы к Маше ближе быть.

Судите сами, не такой человек Михаил Шолохов, чтобы кто-то его мог заставить против воли и совести пойти. Именно он — единственный, кто в дальнейшем будет указывать на ошибки советской власти Сталину. Именно он откажется разводиться с Марией и выдавать тестя, как пособника белогвардейцев. Он сожжет свой роман «Они сражались за родину», оставив от него лишь несколько глав, потому что писал по заданию Сталина о войне, а не потому, что сердце лежало. Все это мне говорит, что заставить отказаться от чего-то Михаила Шолохова было нельзя.

Тень писателя.

Какой была Мария Шолохова? Таких женщин наверное и не осталось. Сильная, смелая, при этом умеющая уступать и молчать, точно знающая место женщины в семье, никогда не просящая что-то для себя, но помогающая мужу во всем.

Михаил и Мария Шолохова

Дети Шолоховых вспоминали, что мама, обладала властным характером, но при этом никогда не повышала голоса. Мария встала за мужем отгородив его от тревог и хлопот, и дав возможность писать. Представляете, что молодой семье пришлось пережить? Вы живете в деревне, все на виду. А тут молодой Шолохов, вместо того чтобы трудиться, как все, заперся и с утра до вечера что-то пишет. И смеялись над ними, думаю, и в глаза Марии говорили, что не повезло ей с мужиком, но Мария молчала.

 Михаил и Мария Шолоховы с детьми

Скоро Михаил уже не мог без своей Маруси обходиться, если она уходила из дома, не находил себе места, доставая всех домашних вопросом «Где моя Маруся?» Они были неразлучны, вместе и на охоту, и на рыбалку, и в Москву, и на край света. И ни разу, как бы не терзали Марию журналисты, когда писатель уже получил нобелевскую премию, она не сказала и слова о себе. Все он, писал, создавал, и творил. А я просто рядом стояла.

 Михаил Шолохов на вручении нобелевской премии

И вот в этом то и кроется огромный секрет семьи Шолоховых, который виден в произведениях писателя, но который ни Мария, ни Михаил никогда не подтверждали. Но чтобы раскрыть его, придется вернуться чуть назад, когда Шолохов еще не был женат.

Секрет семьи Шолоховых

Стать писателем Михаил решил еще до женитьбы на Марии. С 1923 года публикуются фельетоны Шолохова. Я, не поленилась, и перечитала их. Что могу сказать. Во-первых, не смешно. Фельетон развлекательный жанр, а у Шолохова это трагикомедия, вымученная, а от того не смешная. Вот у Ильфа и Петрова фельетоны смешные, до слез. А у Шолохова трагичные. При этом написаны произведения образным языком, зеленые стены из фельетона «Ревизор» меня потом еще три дня преследовали.

Во-вторых, растянутое повествование. Всю суть можно уложить в три предложения, а Шолохов такое чувство, что не знает как закончить историю.

В целом, между «Ревизором» 1923 года и «Донскими рассказами» 1925 года уже пропасть. С «Тихим Доном», который начал писать Шолохов в том же 1925 году и сравнить нельзя. Именно эта стилистическая пропасть и не давала покоя, как современникам Шолохова, так и через 50 лет Александру Солженицыну. Как мог этот мальчишка с 4 классами образования написать книгу, достойную Нобелевской премии? Откуда он так хорошо знал людей, как смог выстроить такой сложный сюжет?

Причина преображения Михаила Шолохова крылась в его тени. Марии Шолоховой. Школьная учительница, дочь казачьего атамана, жена и мама. А еще талантливый редактор. Все тексты, которые создавал Михаил, проходили через ее редактуру. Она печатала, она советовала и помогала.

Где Михаил взял материал для «Тихого Дона»? Далеко ходить не нужно было. В одном доме с ним жил казачий атаман, который был и на стороне белых и на стороне красных. И войну не понаслышке знал. А еще Мария, которая воспитывалась в правильных казачьих традициях. Всю подноготную знала, что можно девушке, что нельзя, как в этих строгих рамках женщины выкручивались. Все сцены любви и отношений в «Тихом Доне» написаны благодаря Марии.

Она не критиковала мужа, не переписывала за него, но подсказывала, направляла. От того и наполнились все произведения Шолохова после 1925 года таким смыслом. Ушли лишние слова, неувязки и затянутость сюжета. На смену им пришли великолепные описания природы и чувств людей.

Ничто лишнее больше не мешало Шолохову создавать, Мария взяла на себя труд огранить творение мужа, придать тексту стройность, а мыслям завершенность. Убрать явные огрехи в образах. И никогда, никому об этом Мария не рассказывала. Хотя спрашивали у нее миллион раз. Всегда один ответ: «Это все муж. Сидел писал, а я рядом ходила, полы мыла, ничего не знаю, не ведаю, муж и точка».

Змея на «Д» и Солженицын

Много лет спустя, этот внезапный прогресс писателя Шолохова не давал спокойно спать Александру Солженицыну. Хотя, казалось бы, его какое дело? Но, нет. В 1974 году где-то во Франции на русском языке в эмигрантском издательстве выходит книжечка «Стремя „Тихого Дона“». За авторством умершего литературного критика, который исследование «Тихого Дона» делал и не доделал, а Солженицын нашел и вот публикует со своим предисловием.

 Исследование? Нашел. Случайно

Критик на обложке был обозначен одной буквой «Д.» Пара слов об исследовании, Солженицын его нашел, потому что сам критику «Д» его и заказал. Зачем ему это было нужно? Было в Александре что-то такое. Желание ссор и скандалов, желание принизить Шолохова во чтобы то ни стало.

Однако “Д” был болен, – свидетельствовал Солженицын. – Он не смог выполнить задуманного, а умер среди чужих людей, и нет уверенности, что не пропали его заготовки и труды последних месяцев. Я сожалею, что еще сегодня не смею огласить имя “Д” и тем почтить его память. Однако придет время.

В 1991 году Солженицын назвал автора этого исследования — Ирина Николаевна Медведева-Томашевская, литературовед и близкий друг Солженицына. Ирина Николаевна работала в Ленинграде. В своих письмах Александр Солженицын всегда называл ее «Дамой», отсюда и возник псевдоним Д.

Вернемся к книге.  Если коротко передать суть исследования, то «Тихий Дон» писали разные люди. Литературный стиль, описание героев в книге слишком разнятся между частями. Книга написана минимум двумя людьми, авторство Шолохова сомнительно. Основным автором «Тихого Дона» является Федор Крюков донской писатель, а Шолохов лишь взял его рукопись и переделал.

Лихо? И все это с аргументами, фактами. После этого взаимная неприязнь между Солженицыным и Шолоховым сменилась открытым противостоянием. Что же касается книги, «Стремя „Тихого Дона“» с одной стороны сразу запретили, а с другой все читали. Именно она, способствовала более глубокому изучению романа «Тихий Дон», и всколыхнула интерес к рассказам Федора Крюкова. Но так как строилась исследование на ложных предпосылках, его довольно быстро и успешно опровергли. Но об этом чуть позднее.

 Факсимиле рукописи романа «Тихий Дон».

Главный секрет, который не мог постичь Солженицын — это крепкая семья Шолоховых, которые своих никогда не выдадут. Он искал другого талантливого писателя, у которого Шолохов свой великий роман украл. А ведь правда всегда была у Солженицына под носом. Части романа подвергались редактуре Марии Шолоховой. Не все, но разница в стилистике заметна. При этом все сюжеты, канва романа, герои — все это придумал и создал сам Шолохов. Мария лишь придавала его мыслям блеск. И никогда никому об этом не говорила. Даже детям. Роман написал муж. Точка.

В этой удивительной по своей подлости истории поставил точку сам Михаил Шолохов. Он сумел отыскать рукописные черновики романа «Тихий Дон», и отдал их на суд общественности. Черновики были опубликованы отдельной книгой, чтобы больше ни у кого не возникало желания сомневаться в авторстве Шолохова. А поверьте, такие есть даже сейчас! Проверяют, приписывают авторство другим людям, все никак не могут принять факт что писал Шолохов сам.

 Хлебосольная Мария Шолохова

А что же Мария? Неужели ни разу ей не хотелось рассказать, что это она помогла мужу, что его успех был и ее успехом?

Не возникало у нее таких желаний. Не за чем ей это было. Не такой она была человек. Крепкая семья, любимый муж, который не мог без нее и вздохнуть — это для Марии было истинное счастье. А то что она набрала на машинке, да помогла мужу «пару огрехов» исправить, разве ж это важно?..

2.Перепитии с романом.

Почему Солженицын выбрал Крюкова автором «Тихого Дона». История одного литературного «подлога»

«Тихий Дон» уже много лет не дает покоя любителям конспирологических теорий. Начало бури, положенной Солженицыным, кого называть автором «Тихого Дона», живо до сих пор. Я расскажу Вам подробно о писателе Федоре Крюкове, и почему именно его Александр Солженицын выбрал на роль автора «Тихого Дона» в далеком 1974 году. Поверьте, причины были. А также подробнее об авторе, который сделал всю черную работу за Солженицына, но долгое время был скрыт под псевдонимом «Д». Хотя на момент выхода книги был уже в мире ином, и причин скрывать имя этого человека не было.

Солженицын и таинственный Д

Для начала нам придется немного вернуться во времени и поговорить о человеке, который всю черную работу согласился сделать за Александра Солженицына. Знакомьтесь. Под псевдонимом «Д» скрывалась прекрасная «Дама» — Ирина Николаевна Медведева-Томашевская. Широко известная в узких кругах -литературовед, специалист высокого уровня, автор книг о Крыме, а также о жизни Грибоедова и нескольких других.

 Ирина Томашевская. Молодая и прекрасная. Когда-то. На момент создания книги ей было далеко за 60...

Ирина Николаевна сошлась с писателем на почве нелюбви к СССР. Дочь дворянина, брата которой расстреляли большевики за слишком «интеллигентный вид», у нее были причины не любить власть. Солженицын начал приезжать к ней с расспросами для подготовки материала своей книги «Красное колесо». Не знаю, какие аргументы он привел, но с 1967 года Ирина Николаевна согласилась помочь Солженицыну доказать, что Шолохов не автор «Тихого Дона».

Впрочем в предисловии к «Стремя Тихого Дона», никого не стесняясь Александр Солженицын причины своей не любви к Шолохову называет.


  • Слишком молод был. Никогда же такого не было в мировой литературе, чтобы такую мощную книгу написал 23 летний молодой человек.
  • Шолохов плохо образован. Всего 4 класса.
  • Уж больно хорошо знал быт донских казаков, хотя сам не казак
  • Не мог быть на Первой мировой войне, как и на гражданской.
  • Слишком быстро писал такие объемные тома. По тОму в год
  • Не любил свою книгу, раз разрешал вносить правки

Остальное уже не так значительно. Слишком много «чудес» пришлось на одного Шолохова, а потому Солженицын считает, что в авторстве Шолохова надлежит усомниться и найти нового автора великого романа.

Почему ударил именно по Шолохову?

В 1967 году Шолохов был одним из главных звезд Советской прозы. Нобелевская премия, признание, почет. Не удивительно, что Александр Солженицын так легко убедил Ирину Николаевну ударить именно по этому автору. И она приступила к работе.

 Обложка книги «Стремя „Тихого Дона“»

 Почему именно Шолохов?

Вот первый мой вопрос, когда я узнала, что Солженицын поставил под сомнение авторство писателя. Почему, например, не Петр Ершов, который в 18 лет написал «Конек-Горбунок», а больше ничего такого не писал? Ответ очевиден. Петр Ершов лишь автор детской сказки, написанной до революции. Его нельзя вплести в заговор Советов против простых людей.

А Шолохов будто сам напрашивался на расследование. Михаил был очень закрытым человеком. Никого не допускал в свою жизнь и жизнь своей семьи. Не делился переживаниями. До 1974 года не было даже официальной биографии писателя. Он был просто скромный, мирный человек, который создал свое самое значительное произведение будучи слишком молодым. И всю жизнь прожил под гнетом этой славы. Как тут не придумать биографию такому писателю.

Мало кто в 1970-х годах знал историю Шолохова, о его тесте, который прошел и Гражданскую и Первую мировую и воевал за белых. О жене, которая выросла в казачьей среде, и могла помочь любимому мужу и образами, и фактурой. В описании великого писателя Михаила Шолохова, Солженицын намерено затемняет факты, как тучный огромный мужик в театре заслоняет сцену.

 Михаил Шолохов

Шолохов предстает перед нами: одиноким разночинцем, без прошлого, получившим 4 класса образования, не имевшим к казакам никакого отношения, который ездил за материалом по колхозам и там со всеми пел и плясал. Не спас архив «Тихого Дона» во время эвакуации села во Вторую мировую войну. Видимо спас людей вместо бумаги (но, об этом Солженицын молчит). Конечно, если представить Шолохова без его окружения, семьи и друзей, без упоминания о его «Донских рассказах» — я бы тоже усомнилась в его авторстве. Но все это было, и неправильно просто принизить великого писателя Михаила Шолохова, чтобы «забрать» у него «Тихий Дон».

Кого Солженицын назначил автором «Тихого Дона»?

Скажу сразу, человека достойного, но к сожалению, забытого. Писателя Федора Дмитриевича Крюкова, который много знал о донских казаках, пережил первую мировую, участвовал в начале гражданской войны и даже был знаком с тестем Шолохова — Громославским. Подходящая кандидатура, не правда ли? Я читала рассказы Федора Дмитриевича. Восхищена его неспешным стилем изложения, тем, как он рисовал простых людей. Похоже ли это на «Тихий Дон»? Нет. Подчеркну, что я не литературовед, поэтому взгляд мой субъективный.

 Федор Дмитриевич Крюков

«Тихий Дон» — это не только о войне, но и о людях, о любви, страсти, о предательстве и долге. Федор Дмитриевич никогда не был женат, всю жизнь посвятив преподаванию и истории казаков. Может быть он и знал все о войне, но читая его рассказы, я понимаю, что он очень мало знал о любви. Образ женщины в его произведениях вторичен. Ярким мне показался лишь образ любящей матери в повести «Мать». А уж представить чтобы дворянин написал такие строки о женщине, вообще не могу:

Григорий вошел в амбар, настежь открыл дверь. Дарья, бесстыже, спала на полу. Тонкие руки ее были раскинуты, правая щека блестела, из раскрытого рта резко разило самогонным перегаром.«Тихий Дон».

Чем был удобен Крюков и как роман, по мнению Солженицына попал к Шолохову?

Почему же выбрали именно Крюкова? Зачем нужно было в это вмешивать прекрасного писателя?

Крюков идеально подошел Солженицыну на роль автора «Тихого Дона», но совсем по другим причинам, чем Ирина Николаевна в своей книге «Стремя Тихого Дона» написала. Об этих причинах она скромно умолчала, так что расскажу вам я.

Крюков — писатель белогвардеец. Ненавидел Советскую Власть, считал ее разрушителем устоев, категорически не принимал. Назначить автором столь горячо любимо советскими властями «Тихого Дона» человека, который ненавидел советскую власть и боролся с ней — идеальная месть.

Вторая причина — Федор Крюков исчез. Кто-то утверждал, что погиб он в 1918 году от брюшного тифа, кто-то что был убит на войне. Таинственная смерть, невозможность установить точную дату смерти — все это очень «удобно», чтобы посеять смуту.

И наконец, важно было выбрать реального человека, с богатым литературным прошлым. А тем, кто усомниться в авторстве Крюкова — представить его рассказы. Если решить, что это неизвестный автор, то выходит совсем странная картина. Рукопись свалилась на Шолохова, от никому неизвестного автора, непонятным путем. Чистый бред.

А дальше — очччень интересно.

Как от немолодого белогвардейца Крюкова рукопись попала к молодому писателю Шолохову?

Этот скользкий вопрос гораздо труднее придумать, чем найти не состыковки в тексте романа. Я читала две прекрасные в своей «конспирологии» версии. Ту даже Малдер и Скалли из «Секретных материалов» отдыхают.

Малде, гляди, это новый автор «Тихого Дона», но почему он белый?!

Передам как запомнила, чур не смеяться, люди в поте лица их создавали.

Версия первая. Суровая.

Шолохова вербуют в 1921 году чекисты. Чтобы, внимание, он взял на себя труд опубликовать роман под своим именем. Зачем это чекистам? Не ясно. Видимо, там были люди не военные, а литераторы. Разглядели всю силу романа не о победе красных, но о муках белых и решили — надо публиковать. Чтобы… Ну просто надо! Пошли к Серафимовичу, а он отказался. Потом нашли молодого Шолохова. Но и он отказался (что ж за народ-то честный такой!) Тогда Михаила обрабатывают и заставляют. Все последующие книги пишут за Шолохова литературные негры. Главный злодей во всей истории — это Сталин, потому что он знал, и наверное вообще сам все придумал. Дальше, после слов «в архивах все есть, но нас не пускают», я уже не могла это читать.

Версия вторая. Лирическая

Эта версия более лирическая, она о любви к Дону, к родине. Итак, Крюков был знаком с Серафимовичем. Помните был такой писатель Серафимович? Нет? Я с трудом вспомнила его «Железный поток», но не суть.

Крюков, понимая, что роман он издать не сможет, попросил об этом своего друга — писателя Александра Серафимовича. Последний нашел Шолохова, убедил выпустить роман под своим именем. Настоял, чтобы первую часть романа взяли в печать (это, кстати правда). Для Александра Серафимовича было лучше увидеть роман друга напечатанным под жучим именем, чем похороненным. А кто-то говорит что Серафимович сам написал роман «Тихий Дон», и Шолохов был его сыном (!!!), но позвольте дальше в эти «Секретные материалы» не углубляться. Это ж какую крепкую психику и богатую фантазию надо иметь.

Пожалуй, во всей этой истории момент как попала рукопись к Шолохову самый важный. Поскольку именно на нем все теории подлога разбиваются в прах. Можно сколько угодно анализировать текст романа, находить неточности, думать и гадать, но если не ответить на самые простые вопросы — все это будет лишь очередной придуманной тайной, на мой взгляд.

Единственное, что хорошее сделал Александр Солженицын этим расследованием, привлек внимание читателей к рассказам Федора Крюкова, подстегнул интерес к его творчеству. На этом, по-моему мнению, все. Для меня Михаил Шолохов единственный автор «Тихого Дона». Прекрасный русский писатель.

 

источник: https://dzen.ru/a/YZs5vRgifFGMhzYs  https://dzen.ru/media/id/5fe8ec32a3ba8a7dd46e37e4/pochemu-soljenicyn-vybral-kriukova-avtorom-tihogo-dona-istoriia-odnogo-literaturnogo-podloga-61a0ed5da8290259c8e7fa46

Обсудить у себя 5
Комментарии (3)

вот где оказывается  исторические истоки жанра скандальной рекламы… именно того направления… без которого счас не обходится ни одно произведение))

в  ГУЛАГе солженицын был стукачём, его активировали на поселение, такую поблажку органы могли предоставить сексоту.Есть факты.И почитайте, что пишет публицист Д.Галковский о солженицыне.Даже Набогов обозвал солженицы хамом и прекратил с ним переписку.

Солженицын, он же «Ветров», стукач Особлага

«Хорошо известно, что А.И.Солженицын — лагерный стукач, сексот, осведомитель, завербованный без всякого нажима с кличкой „Ветров“, он и сам этого никогда не отрицал, ибо вещь очевидная. Отбыв свой срок без единого дисциплинарного наказания, Исаевич соглашался, что писал письменный донос из заключения на своего друга Кирилла Симоняна (»… утопая, я обрызгал тебя на берегу..." — так художественно он обрисовал своё предательство другу в письме). В 1952 г. Симоняна вызвал следователь и дал прочитать толстую тетрадку в 52 стр., заполненную хорошо знакомым Кириллу убористым почерком его друга Сани Солженицина. «Силы небесные! — вскричал Симонян — на каждой странице описывается, как я настроен против советской власти и его самого склонял к этому». Николай Виткович тоже читал доносы на себя своего наперстного дружка. «Я не верил своим глазам!» — так он описывал впечатление от чтения.Всё это хорошо известно, только совсем ослеплённые рисуют нам благостный портрет нобелевского лауриата".(с)

Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.