Сталинские высотки

Сталинские высотки

Одним из самых впечатляющих проектов во всей практике советской архитектуры справедливо можно назвать строительство «Сталинских высоток» — семь из восьми запроектированных сооружений короновали Москву. Архитектурный манифест для всего мира – заявление о власти, силе, значимости и непререкаемом авторитете советской власти – получил своё начало 13 января 1947 года. Тогда Советом Министров было подписано постановление «О строительстве в Москве многоэтажных зданий». В сентябре того же года одновременно было заложено восемь оснований для будущих высоток – по числу столетий существования Москвы.

Опыта высотного строительства в Советском Союзе на тот момент не было. Кроме единственного проекта (прародителя будущих высоток) – здания Дворца Советов, запроектированного архитектором Душковым в Зарядье. Монументальное сооружение по проекту имело 420 м в высоту и венчалось статуей В.И. Ленина (для масштаба – указательный палец Ленина был шестиметровой длины). Дворец так и не был достроен – стройку заморозили после смерти Сталина.


Немного о происхождении высоток Сталина.

Перенесемся на сто пятьдесят лет назад в Нью-Йорк. Товарищ Отис установил первый лифт в пятиэтажном здании на Бродвее в 1857 году. Лифт работает до сих пор.

Лифты натолкнули на мысль строить здания повыше. После изобретения стальных каркасов дела пошли вверх. Первым небоскребом считается это прекрасное здание 1884 года в Чикаго (сначала было высотой в 10 этажей).

Тогда еще нельзя было сказать, где недвижимость в XXI веке будет дороже — в Нью-Йорке или в Чикаго, поэтому кинулись строить небоскребы и там, и там.

Нью-Йорский стиль был таким (1900)

Народ начал жаловаться, что из-за небоскребов улицы были темными даже днем. Жаловались, жаловались, жаловались, жаловались, пока в 1914 году капиталисты не построили 40-этажное офисное здание размером с квартал.

Народ взвыл окончательно, поэтому пришлось в 1916 году вводить запрет на строительство больших плоских поверхностей, а вместо этого предписывалось строить все небоскребы с уступами (сэтбеками). Таким образом был найден компромисс между плотной и высокой застройкой и солнечным светом и воздухом на улицах.

Без уступов:

С уступами:

В 1914 году было закончено здание для муниципальных служб в неоклассическом стиле.

Товарищ Сталин, когда увидел это здание, влюбился в него с первого взгляда. Конструктивизм, авангард, арт-деко (не успевший дойти до СССР) были отвергнуты вождем народов. Вместо них все архитекторы должны были изучить Муниципальное здание и научиться делать так же.
В 1937 году бригада советских архитекторов отправляется в Нью-Йорк – перенимать опыт американских строителей небоскрёбов.
Вряд ли хоть один советский человек знал, почему сталинская архитектура именно такая. И откуда у нее взялись уступы.
После войны нужно было строить новые здания, вселяющие уверенность в советского человека. Кстати, после войны и до смерти Сталина в Москве запрещено было строить жилые здания ниже восьми этажей.
Помимо высоток остальные здания сталинской эпохи строились в том же духе, что и неоклассические нью-йоркские строения.
Похожие здания появились потом и в Риге, и в Киеве, и в Варшаве.

В 1961 году в Нью-Йорке градостроительный закон изменили, обязав вместо уступов предоставлять публике последние и первые этажи под смотровые площадки и рестораны.
А в Москве с тех пор ничего более красивого и не строили.

Внешний вид нью-йорских небоскребов в 1930:

Этары реализации.

Самым высоким сооружением этого масштабного проекта стал главный корпус МГУ (Московского государственного университета) на Воробъёвых горах. В нём 36 этажей (240 м вместе со шпилем). В центральном блоке размещены факультеты, актовый зал на 1500 человек, музей, научная библиотека. В боковых – общежитие для студентов и квартиры профессорско-преподавательского состава. Изначально здание проектировалось как крупный жилой комплекс. Решение о том, что на Воробъёвых вместо него будет возведён главный ВУЗ страны, принял лично Сталин.
Оно было построено в 1949-1953 годах архитекторами Л. В. Рудневым, С. Е. Чернышёвым и др.).

Здание является центром огромного комплекса Московского университета, первоначально уже насчитывавшего 27 зданий.
В Главном здании размещены механико-математический, геологический и географический факультеты, администрация, научная библиотека, музей, актовый зал на 1500 че-ловек. В боковых флигелях — жилая зона (общежитие для студентов, квартиры профессорско-преподавательского состава). Как и другие высотки административно-жилого характера, оно было задумано как дом с замкнутой коммунально-бытовой инфраструктурой (кинотеатр, почта, предприятия бытового обслуживания и т. д.)
Первоначальный проект здания не имел шпиля, на крышу вместо него должны были поставить памятник Ломоносову. Архитекторы, показывая чертежи Сталину, намекнули, что скульптура может получить портретное сходство с вождём. Однако тот распорядился соорудить вместо статуи шпиль, чтобы верхняя часть здания МГУ была похожа на остальные семь высоток, строящихся в столице.

Здание также окутано несколькими легендами, о том, что якобы неподалеку находится бункер, где может прятаться на случай ядерной войны партийная элита, о том, что территория возле здания «фонит» из-за находившегося здесь прежде ядерного реактора и т.д. Так или иначе, сегодня МГУ – один из важнейших вузов РФ.
А памятник Ломоносову установили сбоку от главного корпуса. Теперь он временно на реставрации.

Вторая по высоте постройка – гостиница «Украина», венчающая Кутузовский проспект. Центральный объём её состоит из 34 этажей. Эта высотка была построена в 1953-1957 годах, т.е. уже при Хрущеве, который и назвал ее в честь своей любимой Украины. Строили ее архитекторы Мордвинов и Олтаржевский. Центральная часть здания – это гостиница, боковые флигели – жилые, там расположены квартиры.
28 апреля 2010 года гостиница «Украина» открылась после серьёзной реставрации под новым названием Рэдиссон Ройал (Рэдиссон-Московская), т.к. была выкуплена данной сетью отелей. Боковые флигели, кстати, выкупить не удалось, потому что жильцы вовремя приватизировали свои квартиры. Примечательно, что в гостинице находится интереснейший экспонат, который может посмотреть каждый: это макет Москвы 1977 года.

Особенное место среди новых высоток занимало строящееся здание МИД на Смоленской-Сенной площади. Оно было построено в 1948 – 1953 годах архитекторами В. Гельфрейхом и М. Минкусом. Центральная часть имеет 27 этажей, высота здания 172 м.

Когда работы были уже завершены, Сталин потребовал, чтобы постройку увенчали шпилем. Авторы проекта –профессор Гельфрейх и архитектор Минкус – пытались возражать, но напрасно. Возвести шпиль из капитальных материалов было невозможно – это нарушило бы все расчёты по нагрузкам. Тогда было принято решение соорудить бутафорский шпиль из листовой жести и окрашен охрой (поэтому заметно было, что цвет шпиля отличается от цвета отделки здания). Чтобы смонтировать его, строителям пришлось пробивать перекрытия 5-ти этажей для установки опор.

Распространена также история, что после смерти Сталина архитектор Минкус написал письмо Хрущеву с просьбой демонтировать шпиль, на что якобы Хрущёв ответил: «Пусть шпиль останется памятником глупости Сталина».
Здание МИД является единственной из семи высоток, чей шпиль не увенчан пятиконечной звездой. Вероятной причиной этого является то, что шпиль здания оказался очень хрупким и не мог выдержать веса звезды.

Ещё одна удивительная история связана со строительством высотного жилого здания у Красных ворот, 1951 года. Это административно-жилой дом. Строительство его курировало Министерство Путей Сообщения (или коротко МПС).
По замыслу архитектора Душкина вестибюль станции метро, располагавшейся прямо в основании будущего здания, непременно должен был стыковаться с его цокольным уровнем. Чтобы это осуществить была применена технология предварительной заморозки грунта – 100-метровый каркас ведь должен был удержаться на краю другого строительного котлована.

Чтобы нивелировать последующее за разморозкой оседание грунта и, как следствие, наклон всего здания, высотку возводили с обратным уклоном. У шпиля он составлял 16 см. Первый и уникальный случай такого смелого инженерного приёма завершился успешно. В течение нескольких месяцев здание принимало верное положение. И хотя небольшое отклонение всё-таки произошло, оно вполне вписывалось в заложенные нормы.


В доме 284 квартиры, все они были предусмотрены для руководства. Ранее на месте этого дома родился и жил М.Ю. Лермонтов, о чем теперь свидетельствует мемориальная табличка на доме.
Высота этого здания 130 м, в нем 24 этажа. Это самая высокая точка Садового кольца, которую, собственно и решили отметить сталинской высоткой. Здесь жили актеры Н. Гундарева, Б. Чирков.

Следующий объект – Высотка на Швивой горке или Дом работников искусств на Котельнической набережной.
Архитекторы Чечулин и Ростковский. Центральный объём имеет 26 этажей. Как и все постройки этого архитектурного проекта, высотка обладает замкнутой инфраструктурой и включает в себя магазины, почтовое отделение, кинотеатр.

К уже стоящему здесь «чекистскому» жилому корпусу присоединили высотку, удачно вписав ее в общий архитектурный ансамбль.
Дом выполнен в стиле сталинского ампира, до войны превалировал классицизм, а после войны этот стиль получил название сталинский ампир. Дом отдали творческой интеллигенции.
Дом считался элитным, квартплата была высокая, далеко не все могли себе позволить жить в таком доме.
В разное время жильцами этого дома считаются: Евгений Евтушенко, Александр Ширвиндт, Галина Уланова, Фаина Раневская, Клара Лучко, Людмила Зыкина, о засолке огурцов и капусты которой в доме слагались легенды! Здесь жили Фадеев, Михаил Жаров, Андрей Вознесенский и Нонна Мордюкова, Никита Богословский, Марина Ладынина с Иваном Пырьевым, Юрий Любимов и многие другие.

Так как на этом месте уже стоял чекистский корпус, то строительство курировало МВД. Прежде здесь были бараки.
В 1949 году началось строительство Дома на Котельнической. Строили дом, в основном, заключенные. И они же позировали для скульптур на доме! Дом очень красивый и расположен в очень удачном и красивом месте, это моя самая любимая высотка в Москве!

176 м. Птица счастья на Швивой горке, как ее называли тогда.

Особый разговор о Гостинице Ленинградской (теперь Hilton Moscow Leningradskaya).
Строили эту высотку Поляков и Борецкий, а курировало стройку Министерство военного и военно-морского строительства. Высотку возводили как парадный фасад города, в которой, кстати, соединилось древнерусское зодчество и современный стиль. Это было самое роскошное здание по внутренней отделке в те времена. Оснащение его обошлось государству в более чем 21.000 руб за 1 кв. м, по сравнению с высоткой на Котельнической – 5500 руб. Для строительства и внутренней отделки были использованы уникальные породы камня, к примеру, интерьер был украшен огромными люстрами, занесенными в книгу рекордов Гиннесса.
Под зданием, кстати, протекают две речки, поэтому при строительстве использовалась технология вибронабивки свай — на тот момент новаторский вид строительства.
Среди сталинских высоток гостиница «Ленинградская» самая маленькая — всего 17 этажей и 136 метров высоты.

В проекте ясно читаются мотивы «нарышкинского барокко». Это обстоятельство возмутило впоследствии Хрущёва и его решением архитекторы Поляков и Борецкий были лишены Сталинской премии. Произошло это, разумеется, уже после смерти «вождя народов». Начиналась новая эпоха, и она устанавливала свои правила.

Высотка расположена рядом с красивейшей Комсомольской площадью трех вокзалов: Ленинградского, Ярославского и Казанского. Кстати, площадь, равно как и одноименная станция метро, ранее называлась Каланчевской, а затем ее переименовали в Комсомольскую в честь тех строителей-комсомольцев, которые погибли во время строительства здесь станции метро. Несколько лет назад гостиница была приобретена владельцем сети отелей Hilton, после чего её капитально перестроили внутри, правда, владельцев попросили оставить часть прежнего названия, поэтому теперь гостиница называется Hilton Moscow Leningradskaya.

Дом авиаторов на Кудринской площади, назывался ранее «Высотка на площади Восстания», т.к. Кудринская площадь прежде называлась Площадью Восстания. Этот дом был построен в 1948 — 1954 годы по проекту архитекторов М. В. Посохина, А. А. Мндоянца и конструктора М. Н. Вохомского.

Здание имеет высоту 156 м, в нем насчитываются 24 этажа и более 450 квартир. Это был также элитный дом, где жили летчики, космонавты и т.д. Он знаменит своим гастрономом № 15, в котором раньше можно было неплохо отовариться. Здесь жили Элина Быстрицкая, Лев Прыгунов, Евгений Вестник.
Опущу здесь технические особенности архитектурного облика здания и отмечу лишь, что па первом и цокольном этажах здания изначально находились магазины и кинотеатр «Пламя» (в настоящее время не работает), в подвальном помещении — подземные гаражи. Часть цоколя была переоборудована под казино, прекратившее работу в 2004 году. Подвалы здания стыкуются с системой подземных сооружений, в частности, с бомбоубежищем, выходящим далеко за пределы надземной части здания.

Административное здание в Зарядье было последним, восьмым, из сталинских небоскребов, заложенных в день восьмисотлетнего юбилея Москвы. Его должен был строить архитектор Дмитрий Чечулин. Но здание не достроили — помешала смерть Сталина. Впрочем, работы по сооружению стилобата к весне 1953 года успели практически завершить. Под стилобатом скрывался технический этаж, а под ним двухъярусный бетонный бункер, который, вероятно, планировалось использовать в качестве бомбоубежища. В восьмой высотке хотели разместить Наркомат тяжелого машиностроения СССР. Но стройку законсервировали, а 1954 год уже внес ясность в дальнейшие планы высотного строительства. В 1964-1967 годах на уже имевшемся стилобате была построена гостиница «Россия», которая теперь «благополучно» снесена.

Сейчас на этом месте планируется построить огромный парк и развлекательную зону, которые могли бы функционировать и летом, и зимой. Проект пока на стадии разработки, но тендер уж выиграли американцы.

Москва на момент строительства высоток выглядела не слишком величественно. У подножия их жались бараки, избы, ветхие домишки. Фантастические затраты на новое строительство и разительный контраст между средой и проектом потрясают. К примеру, стоимость строительства одного только корпуса МГУ равна той сумме, которая была выделена на восстановление всего города-героя Сталинграда. Рабочей силы в послевоенные годы, конечно, не хватало. Потому на самой дорогостоящей стройке страны трудились заключённые. И всё же этот «застывший гимн Победе» вселял в советского человека новую надежду на мирную и обязательно счастливую жизнь.

Текст: Нина Белая


отсюда: https://evan-gcrm.livejournal.com/294354.html

Обсудить у себя 6
Комментарии (2)

спасибо за содержательный матерьял!!

Спасибо, что ознакомились, народ сейчас не осиляет текст более пол-страницы. Мне тоже материал показался интересным, поэтому делюсь.

Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.