Ян Вермеeр Делфтский.

Вермеeр Делфтский (Vermeer van Delft) Ян (1632–1675)


Ян Верме́ер — нидерландский художник-живописец, мастер бытовой живописи и жанрового портрета. Наряду с Рембрандтом и Франсом Халсом является одним из величайших живописцев золотого века голландского искусства.

Работал в Делфте, как художник сложился под влиянием К.Фабрициуса. Ранние произведения Вермеера, крупнейшего мастера голландской жанровой и пейзажной живописи, отмечены тягой к монументальности, возвышенности образов “Христос у Марфы и Марии”. 


Христос в доме Марфы и Марии ранее 1654
158.5 х 141.5
Эдинбург, Национальная галерея Шотландии



Диана и её свита 1653-1654
97.8 х 104.6
Гаага, Галерея Маурицхейс


Святая Пракседа 1655
102 x 83
частная коллекция

В крупнофигурном полотне “У сводни”, ярко жизненной композиции, полной молодого задора и полнокровной чувственности, элементы тонального колорита смело сочетаются с крупными звучными пятнами чистого цвета.


У сводни 1656
143 х 130
Дрезденская галерея

Со 2-й половины 1650-х годов Вермеер писал небольшие картины с одной или несколькими фигурам в залитом серебристым светом интерьере городского дома (“Девушка с письмом”, Картинная галерея, Дрезден; “Служанка с кувшином молока”, Государственный музей, Амстердам), уделяя внимание не столько сюжетно обоснованному действию, сколько общему лирическому настрою сцены, душевному состоянию персонажей. 

Тщательная, любовная выписанность деталей воссоздающая фактурное богатство предметного мира, тонкое использование естественного освещения, как бы преображающего интерьер, раскрывают поэзию повседневного домашнего бытия, органическое единство человека и окружающей его среды. Классическая ясность, естественность и живая выразительность композиции, легкая вибрация света и воздуха, светонасыщенность звучного цвета, богатая игра оттенков и скользящих рефлексов, красочность бликов одухотворяют мир людей и предметов, сообщают им внутреннюю значительность.


Служанка с кувшином молока 1658-1660
45,5 x 41 
Амстердам, Государственный музей.

В конце 1650-х годов Вермеер создал два шедевра пейзажной живописи: лирически проникновенную, тонкую по исполнению “Улочку” (Государственный музей, Амстердам) и сияющий свежими, чистыми, мягкими красками “Вид Делфта” (Маурицхёйс, Гаага).


Улочка Делфта 1658 
54,3 x 44 
Амстердам, Государственный музей


Вид города Делфта ,1660-1661
96.5 х 117.5 
Гаага, Королевская галерея Маурицхёйс

В 1660-е годы творчество Вермеера становится более созерцательным и изысканным, живопись – более холодной, матово-эмалевой, выдержанной в жемчужной гамме с яркими пятнами лимонно-желтых и голубовато-синих тонов (“Девушка с жемчужиной”).


Девушка с жемчужной серёжкой ок.1665
46.5 х 40 Гаага, Галерея Маурицхейс


Девушка, пишущая письмо ок.1665-1666
45х 39.9
Вашингтон, Национальная галерея

Теперь художник часто изображает богато обставленные комнаты, в которых дамы и кавалеры музицируют, ведут галантные беседы (“Любовное письмо”, около 1670, Государственный музей, Амстердам). 


Любовное послание 1669-1670 
44 x 38,5 
Амстердам, Государственный музей


Ответное послание ок.1670-1671
71.1 х 58.4 см
Дублин, Национальная галерея Ирландии

Особым обаянием обладают созданные в этот период образы людей труда, искусства, науки, передающие самоуглубленность человека в минуты творчества (“Кружевница”; “Географ”, Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне; “Мастерская художника”, Музей искусств, Вена).


Кружевница ок.1669-1671
23.9 х 20.5
Париж, Лувр


Географ ок.1668
53 х 46.6
Франкфурт, Штеделевский институт искусства


Астроном 1668 
51 х 45
Париж, Лувр

Ярко индивидуальное искусство Вермеера не было оценено современниками и надолго забылось. Интерес к нему возродился лишь в XIX веке.


Уснувшая девушка, 1657 
Музей Метрополитен, Нью-Йорк 


Офицер и весёлая девушка, ок.1657 
50.5 х 46 Нью-Йорк, Коллекция Фрик


Девушка, читающая письмо у окна,
83 x 64.5 ,1659


Дама и два кавалера ок.1659 
78 х 68 см Брауншвейг, 
Музей герцога Антона Ульриха


Прерванный урок музыки ок.1658-1661 
39.4 х 44.5 Нью-Йорк, 
Коллекция Фрик

Большинство голландских жанровых сцен посвящены каким-либо специфическим действиям. В каждой из них кто-либо входит в комнату, создавая эффект действия и добавляя живости изображению. Вермеер стремится ограничить количество персонажей, концентрируясь на из жестах и выражении лиц. В этой картине найдено решение проблемы излишней статичности: изображен сам момент, когда персонажи отвлеклись от своего занятия. 

Это решение позволило ему внести настроение и движение в картину не изменяя изначальной чрезвычайно спокойной композиции. Мужчина и девушка образуют очень компактную группу, девушка, вместо того, чтобы сконцентрировать свое внимание на листке, который предлагается ее вниманию, смотрит на зрителя. Выражение ее лица встревоженное, но непринужденное. Свет мягко падает на ее лицо и белый чепец, подчеркивая ее внимательный взгляд.

Сюжет «Урок музыки» пользовался особой популярностью в нидерландской живописи.


Бокал вина ок.1661 
67.7 х 79.6 Дрезденская галерея 


Девушка с жемчужным ожерельем ок.1662 
55 х 45 Берлин, Государственный музей


Молодая женщина с кувшином воды
Музей Метрополитен


Женщина с лютней 1662-1663 
51.4 х 45.7
Нью-Йорк, Метрополитен


Дама в голубом, читающая письмо,
1663 


Женщина с весами 1664 
39.7 х 35.5 Вашингтон, 
Национальная галерея


Концерт ок.1664
72.5 х 64.7
картина украдена из Музея Изабеллы Стюарт Гарднер, 
Бостон


Дама у вирджинала и кавалер ок.1662-1665 
73.3 х 64.5
Англия, Королевская коллекция


Девушка в красной шляпе
Национальная галерея искусств 
Вашингтон


Искусство живописи
120 x 100 
Музей истории искусств


Набросок молодой женщины
Музей Метрополитен


Хозяйка и горничная, держащая письмо ок.1666-1667
90.2 х 78.4
Нью-Йорк, Коллекция Фрик




Аллегория католической веры
Музей Метрополитен


Гитаристка ок.1670-1672
53 х 46.3
Лондон, Kenwood House


Молодая женщина у вирджинала 1670-1672
25.2 х 20
Частная коллекция


Дама у спинета 
1670–1672


Дама у вирджинала 1670-1672
51.7 х 45.2
Лондон, Национальная галерея








http://gallerix.ru/storeroom/306549019/
http://www.artholland.ru/art/v/vermeer/main2.htm

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Обсудить у себя 0
Комментарии (0)
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.